Статьи

Охота за жутким дебаркадером

30/09/2008
Альберт Акопян

Написано на пристани:
«Не приставать! Не чалиться!»
А, в общем, очень хочется
Куда-нибудь пристать...
Эльдар Рязанов

Протяженность Москвы-реки в черте города составляет 75 км. Река извилиста, и ее физическое «присутствие» в Москве не менее значительно, чем Темзы в Лондоне, Сены в Париже, Дуная в Вене или Будапеште. Но роль реки в жизни Москвы, в сфере культуры, отдыха, развлечений, общепита близка к нулю.
Вдоль 250 км берегов основного русла, водохранилища, затонов, проток, каналов, бухт до недавнего времени стояло всего 117 дебаркадеров, имеющих лицензии Министерства природных ресурсов. ГУП «Мосводоканал» настаивал, что легальных, имеющих всю разрешительную документацию, дебаркадеров и теплоходов на приколе было в восемь раз меньше — только 15, из них 6 — на Фрунзенской набережной. Но именно по ним и был нанесен первый массированный удар, им была объявлена война.

На абордаж!

«Мы начали настоящую войну против этих сооружений, — заявил накануне последней атаки Юрий Лужков. — Мы решим задачу по удалению этих жутких элементов с Москвы-реки. Она должна быть чистенькой». Поскольку война объявлялась уже третий или четвертый раз с 2002 года, владельцы дебаркадеров отнеслись к демаршу как к очередному китайскому предупреждению. А зря. На этот раз к мэру столицы присоединился Олег Митволь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования (Росприроднадзор). «Большое количество» выданных родным ведомством лицензий чиновник объяснил без затей: «Дал взятку чиновнику, и плавай у берега в самом центре».
На камеру прозвучало убедительно, хоть и двусмысленно. Но при всем нашем критическом отношении к чиновничеству, заметим, что самоубийц-рецидивистов среди них не много, а выдача лицензий, разрешений, согласований имеет жесткий регламент. То же Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по городу Москве ни в коем случае не даст визы, если заявитель не предоставит договоров с Мосводоканалом и Мосэнерго. Договоры у владельцев дебаркадеров есть.

Все судьбы в Его руках!

Но что договоры! «Вам нравятся эти баржи, установленные, например, на Фрунзенской набережной? — спросил мэр подчиненных на одном из совещаний. — В одной из них расположен магазин керамической плитки!» (магазин съехал с дебаркадера в 2004 году — ред.). «Действительно, торговать кафельной плиткой на Москве-реке, как минимум, не цивилизованно», — согласился с Юрием Михайловичем Олег Львович. «Я начинаю анализ того, почему Мосводоканал и Мосэнерго подписали технические условия на присоединение этих барж к нашим сетям и коммуникациям», — добавил мэр. Одновременно указав и на наличие договорных отношений, и на способ их прекращения. Через несколько дней Мосводоканал отключил дебаркадерам воду. Владельцы подали иск в суд, заметим, в московский суд, и выиграли дело. Но вскоре начались так называемые «проверки».
Цель этих действий руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин изложил предельно ясно: «Судьба этих дебаркадеров предрешена. Мы имеем абсолютно четкую позицию мэра столицы по однозначной отбуксировке всех дебаркадеров из черты города». Фраза, в которой половина слов достойна полужирного курсива с подчеркиванием. А значит именно «так называемые проверки».

1    2    3