Статьи

Жилье на приколе

Прибитые к берегу

Теплоход «Валерий Брюсов», скорее всего, уже никогда не покинет стоянку у столичной набережной.
По данным "Мосводоканала", на сегодняшний день на воде никто постоянно не живет, если не считать охраны, ютящейся на паре теплоходов. Но на самом деле дома на воде уже есть. Правда, пока не на дебаркадерах, а на баржах. С виду ничем не примечательные посудины, на которых уже по нескольку лет живут весьма состоятельные люди. У этих людей есть и квартиры, и загородные дома, но им нравится жить на воде. Тем более что обходится это пока довольно дешево: аренда 1 кв. км акватории стоит всего 2600 рублей в год. Но и эти деньги, видимо, платят далеко не все. Ведь можно просто пригнать баржу, поставить ее у причала и жить на ней. Так пару лет жил один человек с двумя сыновьями у Шелепихинского моста. Наказывать нелегалов не за что. Живут они автономно, никому не мешая и не загрязняя акваторию реки своими стоками и коммуникациями. Но самое интересное состоит в том, что устроить дом на воде российскому гражданину сегодня не запрещает ни Водный кодекс РФ, ни какой-либо другой действующий природоохранный закон. А все, что не запрещено, то разрешено. Так что любой желающий и располагающий $300-500 тыс. может обзавестись собственным домом на воде.
Московские компании, которые занимаются продажей судов и дебаркадеров, даже пробовали изучить потенциальный рынок домов на воде. Получилось, что в городе есть 28 инвесторов, каждый из которых готов ежегодно выделять на экологические программы города до $10 тыс. в обмен на право поставить у какой-нибудь набережной жилой дебаркадер. Те, кто уже пришвартовался, тоже готовы легализоваться и платить за предоставленное им право проживания на воде.
"На дне Москвы-реки найдено 19 затонувших судов, которые надо поднимать, но денег на их подъем у города нет. И один из способов их получить – начать наконец грамотно и с умом сдавать акваторию в аренду и официально разрешить людям селиться на воде",– считает Станислав Соловьев, исполнительный директор ООО "Берег науки". По его словам, в недрах московского правительства уже год находится разработанная экспертами и специалистами НИИ Генплана генеральная схема размещения плавательных средств нетранспортного назначения в акватории Москвы-реки. В этой концепции помимо устройства водных и спасательных станций, причалов, плавучих развлекательных комплексов, ресторанов и гостиниц регламентируется и вопрос жилья на воде. Например, предлагается все центральные набережные города отдать исключительно под жилье.
В феврале эта схема в очередной раз была отклонена. Но пока чиновники решают, выгодно ли городу официально разрешить установку на Москве-реке дебаркадеров (хотя выгода эта очевидна), его главная водная артерия живет своей жизнью. По данным "Мосводоканала", из установленных на реке дебаркадеров и теплоходов, использующихся не по своему прямому назначению, только 15 имеют всю разрешительную документацию. Шесть дебаркадеров стоят у Фрунзенской набережной, по два – у Якиманской и в Серебряном Бору, по одному – в Крылатском, у Южного речного вокзала и у Бережковской набережной. У Крымской набережной стоит теплоход "Валерий Брюсов", а у Краснопресненской – "Александр Блок". Этими объектами официальный список исчерпывается. При этом, по данным общественного совета по вопросам градостроительства при правительстве Москвы, сейчас в столице вдоль береговой линии на воде располагаются 254 объекта.

Наталья Болотова

1    2

К списку статей