Статьи

Жилье на приколе

(Приложение "Дом" к газете "Коммерсантъ" №43(2882) от 11.03.04)

В Москве не так много мест, где можно построить дом с видом на реку. Все хорошие места давно заняты. Но жить у воды хотят многие. Для таких людей есть отличный вариант воплотить свою мечту: сделать дом из баржи, теплохода или плавучей пристани – дебаркадера. Пока таких отчаянных романтиков в столице немного. Между тем приспособленные под жилье или рестораны плавсредства постоянно дорожают, и отдельные экземпляры стоят уже не дешевле элитной недвижимости.

Поддержка на плаву

Человеку, который решил обосноваться на воде, прежде всего надо выбрать, на чем жить – на барже, теплоходе или дебаркадере. По мнению специалистов, стоит выбрать последний. У баржи и плавучей пристани есть одно принципиальное различие: первая сделана из металла, вторая – из бетона, а потому не подвержена коррозии. Любую баржу, даже из самой высококачественной стали, раз в четыре-пять лет надо увозить на так называемую "слеповку" – проверять дно и проводить его антикоррозийную обработку. Бетон этого не требует, достаточно периодического внутреннего осмотра на месте. Если обнаружатся трещины, их можно будет заделать "пластырями". Так что для жилья на воде дебаркадеры подходят идеально, и ничего лучше этого в мире пока не придумано.
Объявлений о продаже плавучих пристаней в интернете много: "Продается грузопассажирский дебаркадер 1958 года постройки, находится в Астрахани. 110 тыс. у. е.", "Продается здание на воде, возможна буксировка по реке в любом месте. В данный момент стоит у набережной Ростова-на-Дону. 270 тыс. у. е.", "Продается дебаркадер 35 х 10 м, двухъярусный, 1976 года выпуска. В рабочем состоянии, находится в Архангельске".
Пригнать старую посудину можно откуда угодно – с Волги, с Оки, с Невы. Независимо от расстояния до Москвы буксировка дебаркадера стоит $2 тыс. в день. Разброс цен на старые постройки впечатляет: от 150 тыс. рублей до 3 млн. Старый дебаркадер можно полностью восстановить, переоборудовать под жилое помещение, сделать на нем отличный ремонт. Однако знающие люди советуют не скупиться и приобрести новый дебаркадер, если деньги позволяют. Стоить он будет примерно $450 тыс., но производители дают на него пятидесятилетнюю гарантию.

Недешевая гладь

Использовать пришвартованные теплоходы как жилые дома пока невыгодно.
Но прежде чем присматривать себе дебаркадер и гнать его откуда-нибудь с низовьев Волги, стоит подумать о том, где вы с ним пришвартуетесь в Москве. Решить этот вопрос гораздо труднее, чем сделать покупку, времени и денег на это уйдет намного больше. Облюбовав местечко, скажем, на Краснопресненской набережной, вы направляетесь в городское унитарное предприятие "Мосводоканал", которое распоряжается всей городской акваторией. Вы пишете заявку с просьбой выдать предварительное разрешение на установку дебаркадера. Для чего будет использоваться плавсредство, чиновников не слишком интересует.
"Сейчас установка дебаркадеров в пределах города регламентируется двумя документами – постановлением правительства Москвы 'Об утверждении Положения о порядке размещения судов и иных плавсредств на акваториях рек и водоемов в границах города Москвы под объекты нетранспортного назначения' и 'Схемой размещения и отстоя судов и других плавсредств на реке Москве и акватории канала имени Москвы',– говорит Михаил Рыбаков, ведущий специалист 'Мосводоканала'.– Впрочем, судовладельцу необходимо получить согласования и разрешения других контролирующих органов".
Другие контролирующие органы – это Московско-Окское бассейновое водное управление Министерства природных ресурсов РФ (МОБВУ), Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по городу Москве, префектура административного округа столицы, Среднеевропейский региональный центр Госсанэпиднадзора на транспорте, Москомархитектуры и ФГУП "Канал имени Москвы".
"Наша организация отвечает за безопасность судоходства и строительство причальных сооружений, которые не должны быть ему помехой. Только после того, как 'Мосводоканал' выдал судовладельцу разрешение на установку плавсредства и зарегистрировал его, мы вносим этот объект в карту реки Москвы,– говорит Людмила Красновская, руководитель отдела технического согласования управления ФГУП 'Канал имени Москвы'.– Для архитекторов же важно, чтобы ваш дебаркадер не оказался выше первых этажей близлежащих домов, не выделялся из общего архитектурного ансамбля района и не располагался у крутого берега. В таких местах всегда есть опасность его подмыва и обрушения". Только после того, как вы заручитесь поддержкой всех этих организаций, вам стоит вплотную заняться подбором дебаркадера и его буксировкой в Москву. Параллельно можно начинать собирать всю разрешительную документацию, которая необходима для обычного жилищного строительства. Если брать по максимуму, то проект может обойтись в $1,5 млн. В эту сумму входит стоимость дебаркадера, плата за согласования, исходную разрешительную документацию, подвод коммуникаций, проектирование и само строительство. На урегулирование всех вопросов и сбор всех согласований и разрешений может уйти год-полтора.

1    2