Статьи

Дома на воде слишком дороги в содержании

21.08.06

Из желания покупателей лицезреть из окон своих домов водную стихию застройщики давно извлекают дополнительную прибыль. Соседствующие с водоемами участки в коттеджных поселках продаются порой вдвое дороже остальных. При таком интересе к водным просторам дома, построенные непосредственно на воде, можно пересчитать по пальцам. А владельцы не скрывают, что хотят продать их как можно быстрее.

Стихийная постройка

"Если кто-нибудь когда-нибудь был на дебаркадере, то, несомненно, смог ощутить качку, даже несмотря на то что Москва-река очень тихая,– говорит Мария Тихонова из отдела загородной недвижимости компании Kirsanova Realty.– И чтоб еще в этом жить?! Наши климатические условия не располагают к жилью на воде. А если лед идет? Или сильные ливни. Кроме того, дом на дебаркадере не только требования к водным объектам, но и требования по безопасности жизни никогда не пройдет. Это не дом, у него даже фундамента нет".

"Одно дело – наблюдать за водной гладью со стороны, из окон дома, расположенного метрах в 200 от воды, как этого и требует Водный кодекс. Тогда приближенность к воде действительно будет являться преимуществом,– утверждает Жанна Щербакова, управляющий директор компании 'МИЭЛЬ-Недвижимость'.– И совсем иное дело – лицезреть воду буквально у себя под ногами. Скажу более, по нашему законодательству жильем можно назвать лишь то, что стоит на земле".
Впрочем, если не привязываться к слову "жилье" и регистрировать дом на воде не как объект недвижимости, а как плавательное средство, часть проблем тут же снимается. В конце концов, так ли важно, как именно называется наводная конструкция, если на ее функциональности это ничуть не отражается?

"Основной вопрос, уложится ли жилой объект в характеристики маломерных судов,– уточняет Сергей Березкин, директор компании 'Дома на воде', единственной в Москве занимающейся жилыми наплавными конструкциями.– Если плавучий дом превышает предел водоизмещения, его уже надо регистрировать в речном реестре. А это на практике так же маловероятно, как и законное признание дома на воде недвижимостью".

Именно поэтому по пути регистрации держащейся на плаву недвижимости в качестве маломерных плавательных средств пошли владельцы большинства легализированных домов на воде, основная часть которых размещена на дебаркадерах. У берегов московских водных артерий сейчас стоит около двух с половиной сотен таких конструкций. При этом разрешительную документацию на эксплуатацию имеют лишь 18 из них. В Санкт-Петербурге дебаркадеров еще больше, а процент легализированных примерно такой же, как в столице.

На шаткой основе

При этом на два города приходится лишь один официальный жилой дебаркадер. Настолько официальный, что ему даже присвоен почтовый адрес. Пришвартованный на Крестовском острове, он окружен водой не только снизу, но и сверху: на втором этаже дебаркадера сооружен бассейн площадью 63 кв. м. А кроме того, есть финско-турецкая сауна, зимний сад, кинозал и два балкона.

Реализовавший эту творческую мысль владелец дебаркадера Юрий Кудрявцев, некоторое время назад расхваливавший идеологию жизни на воде во всех архитектурных журналах, уже почти год тщетно пытается избавиться от своего детища. За это время первоначальная цена выставленного на продажу дебаркадера-дома упала на $200 тыс. (сейчас он предлагается за $400 тыс.).

"Когда я увидела этот дом по одному из телевизионных каналов, я сразу поняла – его будут продавать,– утверждает заместитель директора санкт-петербургского агентства недвижимости 'Бекар' Ирина Гудкина.– Вообще, у меня возникло ощущение, что жилой дебаркадер – это не дом, а игрушка. А как любая дорогая игрушка, она должна ждать того человека, которому она не просто по карману, а реально нужна. Но нужна она немногим. Даже если не брать во внимание экзотическую составляющую этого предложения, место стоянки дебаркадера весьма сомнительное. С ним соседствует ресторан, непонятные лавчонки, вокруг постоянно масса народа. Даже по этим параметрам на элитный объект – а по цене он попадает в эту категорию – дом на воде не тянет. Проблема в том, что любое место в черте города для такого объекта будет неудачным. Допустим, разместим его на Фонтанке напротив Шереметьевского дворца – но там пристань, и дом-дебаркадер просто затолкают. К тому же стоянка дебаркадера стоит денег, и довольно больших".

Впрочем, по словам частного риэлтера, которая как раз и занимается продажей жилого дебаркадера, расходы не так велики: "Земля, к которой пришвартован дебаркадер, находится в аренде, продлеваемой каждые два-три года. Арендная плата – $100 в месяц. У дебаркадера автономная система коммуникаций, как и на судах. Причем весьма экономичная – в чистке она нуждается лишь дважды в год. И, наконец, поскольку дебаркадер зарегистрирован как маломерное плавательное средство, на переоформление собственности особых затрат не потребуется". Тем не менее покупателя на него пока нет.

1    2